Азбука света / НИВА-КЛУБ Кавминводы

Водитель и ГИБДД

 

Одной из самых частых неприятностей, встречающихся на дороге водителю, являются инспекторы ГИБДД, среди которых, к сожалению, часто встречаются вымогатели и рассчитывать на принципиальное изменение ситуации не приходится. Поэтому небесполезно знать, как правильно вести себя с такими представителями власти, что они могут, а на что не имеют прав.

Многие считают, что проще сунуть купюру надлежащего достоинства и спокойно поехать дальше. Основной аргумент при этом - потери времени на препирательства. Однако практика показывает, что взятку давать иногда дольше, чем уехать "бесплатно", разумеется, в случае, если вы чувствуете свою правоту и силу.

При остановке транспортного средства независимо ни от чего инспектор должен подойти к водителю, внятно представиться и назвать причину остановки. При этом вы имеете полное право потребовать его предъявить удостоверение, что имеет смысл в случае остановки вне стационарного поста, и передавать милиционеру водительское удостоверение, только если он является сотрудником ГИБДД, в противном случае имеет смысл попросить позвать такого сотрудника и разговаривать только с ним. Вообще, общение водителя с "обычной" милицией - отдельная тема, которую мы обязательно рассмотрим. Итак, вас остановили, инспектор подошел и представился, что делать дальше? Прежде всего, ведите себя спокойно и уверенно, не бегать к инспектору и за инспектором - он сам подойдет. Сначала рассмотрим самую вопиющую ситуацию - вас обвиняют в нарушении, которого вы не совершали. В этом случае вежливо (вообще ведите себя вежливо) объясните инспектору, что он ошибся, поскольку названного им нарушения вы не совершали. Если он не согласится, препираться, скорее всего, бесполезно и имеет смысл намекнуть, что взятку вы давать не собираетесь, поэтому пусть пишет, если хочет, протокол, в котором вы выразите свое несогласие, и обязательно будете жаловаться. А также не забудете вписать, что инспектор не представился (представился невнятно), вел себя нагло, вымогал взятку и т.п. Сочинять ничего не надо, обычно правды хватит с лихвой, чтобы тут же получить документы на машину и пожелание счастливого пути, особенно если у вас есть свидетель в машине, показания которого надо обязательно потребовать вписать в протокол, а если инспектор откажется сделать это, не забудьте сами отметить сей факт.

Для иллюстрации приведу пример из собственной практики. Он довольно типичен и одновременно показателен во многих отношениях. А ниже рассмотрим "типовые нарушения", и как бороться, когда вас понапрасну в них обвиняют. Я повернул на мигающую "стрелку" и был остановлен инспектором, начавшим свою речь с вопроса "а вы знаете, за что я вас остановил?".

 

Приведу наш диалог:
- Не знаю, поскольку ничего не нарушал вроде бы.
- Вы проехали на запрещающий сигнал светофора!
- Вы ошибаетесь, я выезжал на перекресток на мигающую "стрелку", что разрешено правилами дорожного движения, а покинуть его был обязан независимо от сигналов светофора согласно требованиям тех же правил.
- Нет, вы проехали, когда "стрелка" уже потухла.
- Инспектор, я проехал на мигающую стрелку, в машине сидит свидетель, денег вы от меня не получите, если хотите, пишите протокол, но, пожалуйста, делайте это поскорее, поскольку я спешу. И учтите, что я обязательно буду жаловаться, причем вспомню, что вы не представились, причину остановки задали в форме Поля Чудес и занимались вымогательством.

Тут бы сержанту вернуть документы (именно так оно и происходит в большинстве случаев), но по каким-то неведомым мне причинам он начал писать протокол. Я стоял рядом и время от времен напоминал, что неплохо бы писать побыстрее, ибо, если я опоздаю на важную встречу, это тоже будет фигурировать в жалобе, а также указывал на грамматические ошибки.

Что же делать, если нерадивый инспектор вопреки здравому смыслу изъял ваше водительское удостоверение и составил протокол? Прежде всего, не забудьте вписать в протокол свою версию происшедшего, обязательно зафиксируйте отказ записать свидетелей, если он имел место быть, и возьмите копию протокола (ее вам обязаны дать). Можно, кроме этого, записать себе в книжечку номер нагрудного знака, фамилию и должность инспектора. Все это не займет много времени.

После этого я поехал в группу разбора, где кратко изложил суть проблемы, но не нашел понимания и не получил "права" обратно, а потому тут же написал жалобу.

Жалобу имеет смысл для начала подавать на имя начальника отделения ГИБДД, сотрудником которого является обидевший вас инспектор. Текст пишется в свободной форме, по возможности четко изложите происшедшее, суть претензий и ваши пожелания и требования. Желательно обойтись без художественных изощрений. Далее сценарий обычно такой: вам звонят по телефону и приглашают в отделение на разбор полетов, но уже не в группе разбора, а к заместителю начальника. Отказываться не имеет смысла - почти наверняка на этом дело и окончится вашей победой и безоговорочной капитуляцией противника. Выглядит это примерно так: в кабинет начальника приглашается ваш обидчик, начальник смены и еще кто-нибудь из начальства, вам представляют присутствующих и начинают навязчиво интересоваться, может быть, вы все-таки нарушили, ведь инспектор вряд ли мог ошибиться и т.п. Твердо стойте на своем: "Не нарушали и все тут". Возможно, вам предложат разойтись полюбовно по 21 статье. Суть этого такова, вы виновны, но вас так и быть прощают. Штраф вы в этом случае платить не будете, но инспектор формально останется прав.

Продолжая наш пример, приведу в сокращенном виде разговор с представителями ГИБДД на разборе полетов (он продолжался около 20 минут):
- Алексей Владимирович, изложенное вами в жалобе расходится с показаниями инспектора, а ведь светофор был в ручном режиме и он прекрасно видел, на какой сигнал вы проехали перекресток.
- Тогда тем более странно, что он меня остановил, ведь я ехал на разрешающий сигнал.
- Почему вы не остановились, увидев, что стрелка замигала?
- Потому что мне пришлось бы для этого прибегнуть к экстренному торможению, но это неважно, поскольку мигающий зеленый сигнал разрешает движение.
- Скажите, а с какой скоростью вы подъезжали к перекрестку?
- С разрешенной ПДД, но это не имеет отношения к делу.

Примерно в том же духе беседа велась около четверти часа. Поскольку сама собой она заканчиваться не хотела, я предложил что-нибудь все-таки решить, поскольку заинтересованные стороны уже изложили свои точки зрения и аргументы, а терять время более не намерен в связи с наличием более важных дел. Тут-то и была вспомнена 21 статья.

 

Далее привожу диалог, начинающийся с моей реплики:
- Не могу согласиться с таким выводом, поскольку правил не нарушал. Прошу все-таки вынести окончательное решение в мою пользу, либо дать письменный отказ в установленной форме.
- А что вы будете делать в случае отказа?
- Разумеется, подавать в суд. И если сейчас я всего лишь прошу вернуть водительское удостоверение, то в суде вспомню об опоздании на важную встречу, о потере времени здесь с вами, где вы пытаетесь убедить меня, что я нарушитель без достаточных на то оснований, лишь бы помочь своему инспектору избежать заслуженного наказания.

Через три минуты я вышел с "правами" в кармане. Но такие упертые инспекторы попадаются редко, гораздо чаще они предпочитают не связываться со "слишком умными", зная, чем это может для них кончиться.

Чаще всего в Москве останавливают за два вида нарушений: превышение скорости и нарушение рядности. Радары используемых типов всем хороши, кроме одного - они не показывают, чью скорость зафиксировали. Поэтому при остановке по этой причине следует внимательно осмотреть радар, поинтересоваться, есть ли свидетельство о поверке прибора, а также сертификат, ознакомиться со всеми документами, убедившись, что они не просрочены, после чего сделать удивленное лицо и спросить: "Инспектор, я не понял одного: где написано, что ваш прибор зафиксировал скорость именно моего автомобиля?". Если нет времени, можно сразу задать этот вопрос. В девяти случаях из десяти вы будете отпущены с миром после краткого внушения о том, что так вести себя нехорошо. Если же инспектор будет упорствовать, намекните, что подадите жалобу, а в случае ее неудовлетворения, заявление в суд, который обязательно выиграете, поскольку показания радара доказательством не являются, а других доказательств попросту нет. С вероятностью, неудержимо устремляющейся к единице, вас отпустят. С рядностью еще проще. По Москве просто невозможно ездить, не нарушая ее, и не занимаясь регулярно кузовным ремонтом своего авто, что обычно неприемлемо. Скорей всего, достаточно будет сказать правду, что вы объезжали яму, либо уворачивались от перестраивающегося в вас автомобиля, в общем, ваши действия имели цель избежать ДТП.

Но если инспектор поставит целью получить с вас определенную сумму денег, он может не остановиться на своих первоначальных претензиях и потребовать предъявить талон техосмотра, осмотреть автомобиль на предмет наличия брызговиков, читаемости номеров и т.д. Некоторые пытаются убедиться в наличии аптечки и огнетушителя, а также провести техосмотр на дороге. Таким сразу надо демонстрировать талон ТО, просить напомнить фамилию и объяснить, как проехать к отделению, чтобы подать жалобу на сотрудника, нарушающего 329 приказ и: спокойно ехать дальше, получив свои документы. Что касается нечитаемых номеров, инспекторы лукавят. Дело в том, что нечитаемый и грязный номер - вовсе не одно и то же. Нечитаемым называется ржавый номер с облезшей краской, а если вас пытаются наказать за грязный номер, просто возьмите тряпку и протрите его, поблагодарив инспектора за внимательность. То же относится к перегоревшим лампочкам. Поменяйте дефектную лампочку на работающую тут же, на глазах остановившего вас инспектора. А если лампочки с собой нет, скажите, что следуете к месту ремонта, имеете на это полное право.

В следующих выпусках рубрики мы расскажем о том, что делать, если ваш автомобиль пытаются отправить на штрафную стоянку, если вас обвиняют в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, можно ли ездить на помятой машине без справки об аварии, законны ли платные парковки и многом другом.

Удачи Вам!

Hosted by uCoz