Азбука света / НИВА-КЛУБ Кавминводы
ГОРЯЧЕЕ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ
ХОЛОДНЫМ, НО АККУРАТНО... 

Мы посчитали уместным вернуться к вопросу о том как лучше прогревать холодный двигатель - на месте или в движении.

Вопрос прогрева двигателя мы рассмотрим с нескольких сторон. Начнем с самой насущной для автовладельцев - износа холодного мотора. ВАЗ в свое время проводил специальные испытания, в ходе которых было выяснено, что время работы двигателя в непрогретом состоянии влияет на его износ прямо пропорционально. То есть определяющим фактором износа является время выхода на нормальный тепловой режим. Были даже проведены дорожные испытания по так называемому "докторскому циклу" в зимнее время. Предполагалось, что врач объезжает большое количество больных. Прогревать двигатель некогда, и автомобиль едет практически сразу после пуска холодного мотора. Добравшись до очередного больного, врач выключает двигатель. За время посещения пациента двигатель остывает почти полностью... Повышенного износа двигателя при работе автомобиля в таком режиме выявить не удалось. Ведь при нагрузке (имеется ввиду движение) двигатель прогревается быстрее, чем на стоящем автомобиле. К тому же выяснилось, что вопрос быстрого прогрева двигателя далеко не праздный и для конструкторов. Как они с этой проблемой справились, можно понять, сравнив темпы прогрева двигателей "Жигулей" и "Самары" -- у последней мотор прогревается намного быстрее "классического".

Следующая сторона вопроса - финансовая. Прикиньте, сколько стоит бензин, потраченный на 10, 15, а то и 20 минут бесполезной работы двигателя на "подсосе". А если каждый день, да не по одному разу?
Есть и еще один момент - экологический. Ну зачем травить атмосферу работающим двигателем, но не совершающим никакой работы? А ведь при работе на богатой смеси (при вытянутой кнопке воздушной заслонки она не обогащенная, а именно богатая) количество вредных веществ увеличивается прямо таки лавинообразно.
Ответ на поставленный в начале статьи вопрос становится очевидным. Но возникает вопрос о возможности движения на непрогретом моторе. Так вот, все карбюраторы с полуавтоматами пуска и системы впрыска настраиваются (для последних есть специальный термин - "калибруются") так, чтобы ездовые свойства на холодном двигателе не отличались от номинального теплового состояния. А на некоторых иномарках уже давно отказались от указателя температуры - его заменяет контрольная лампа перегрева.

Единственное "но" в этой ситуации - холодному двигателю не следует давать больших нагрузок и раскручивать его до высоких оборотов. Не забывайте, что непрогретый мотор не способен выдать полную мощность, а загустевшая на морозе смазка в трансмиссии создает повышенное сопротивление движению. Трогаться и разгоняться лучше плавно, отдавая предпочтение пониженным передачам. Если ваш автомобиль оборудован обычным карбюратором, то можно (и нужно!) начинать движение на "подсосе", по мере прогрева постепенно открывая воздушную заслонку. Ориентиром в ваших действиях может служить приемистость автомобиля (способность разгоняться без провалов). Если двигатель пытается заглохнуть или чихает, следует обогатить смесь, потянув рукоятку "подсоса" на себя. Если тянет уверенно, то можно задвигать ее небольшими порциями. При этом не следует забывать, что лишний бензин течет по стенкам цилиндров, смывая с них смазку и тогда уже износ двигателя будет более интенсивным.

Распространенная ошибка автомобилистов в таких ситуациях - включение электродвигателя отопителя на "максимум". Его следует включать на самую малую скорость до тех пор пока двигатель не прогреется полностью. Во-первых, отопитель охлаждает двигатель, и поэтому замедляет его прогрев. Во-вторых, воздух, проходящий через чуть теплый радиатор отопителя на малой скорости будет больше прогреваться Так что торопиться с нагревом салона не стоит. Кстати, на иномарках, имеющих систему рециркуляции (и на отечественном ВАЗ-2110), на время прогрева двигателя лучше исключить подачу воздуха в отопитель снаружи - включить режим рециркуляции.

Современному впрысковому двигателю достаточно поработать после пуска не более 30 секунд, чтобы быть готовым к обеспечению уверенного движения автомобиля. У карбюраторного варианта "подготовительное" время может составить одну-две минуты. Так что через пару минут после холодного пуска можно трогаться в путь на любом автомобиле.

Hosted by uCoz